Прежде чем научиться твердо настаивать на своем, вы наверняка пройдете через множество экспериментов. Вы позволите ребенку вернуться за стол, но, оказавшись там, он снова откажется есть и испортит вам трапезу своим отвратительным поведением.
Если вы быстро учитесь, вам хватит нескольких концертов, чтобы осознать необходимость умения настаивать на своем.
Если вы учитесь медленно, не унывайте: у вас все получится.
Если вы вообще не умеете учиться, обратитесь за помощью. Борьба подобного рода непродуктивна — она портит отношения и лишает вас удовольствия от еды. «Мне это не нравится!
» Вашему ребенку не нужен язык, чтобы сказать, что он не нашел на столе ничего привлекательного и кушать выставленное перед ним блюдо не собирается.
Вашим лучшим ответом будет проигнорировать его. Еще вы можете сказать: «Тебе не обязательно это есть — здесь много другой еды». Неплохим ходом будет ободрить ребенка, но вы должны быть готовы к отсутствию у него реакции. Мой старший сын Лукас смотрел на еду и сообщал: «Мне не нравится».
Я обычно отвечала: «Попробуй. Тебе должно понравиться».
Тогда он охотно пробовал, и в большинстве случаев пища ему действительно нравилась.
Однако Лукас знал, что ему необязательно пробовать, если он этого не хочет, и если пища ему не нравится, он не обязан ее есть.
Но даже такое мягкое стимулирование выглядело для Куртиса как вторжение на его территорию.
Однажды, когда я сказала ему: «Попробуй, тебе понравится», он бросил на меня весьма красноречивый взгляд. Если и когда ваш ребенок пробует новую пищу, вы можете сказать: «Я вижу, ты попробовал ее», но никогда не говорите: «Какой ты храбрый.
Я горжусь тобой.
Ты мой маленький ангелочек». Одобрение необходимо, но похвала отнимет у ребенка удовольствие свершения.
Похвала делает его прием пищи вашей собственностью, и малышу становится нечем гордиться. Тупиковые ходы, с которыми у вас есть соблазн поэкспериментировать, могут начинаться словами: «Это вкусно, тебе понравится», «Это сделает тебя большим и сильным» или «Ты должен взять хотя бы немного».
Неосторожные высказывания подразумевают давление на ребенка, они переходят границу разделенной ответственности. Вы и так делаете все возможное, чтобы ваш малыш поел.
То, что пища вкусна, вы демонстрируете на собственном примере.
Урок правильного питания не поможет — детей не волнует, насколько пища полезна, их больше заботит ее вкус. Дальнейшие эксперименты с предложением «одного кусочка» оставляю на ваш страх и риск.
Заставляя ребенка съесть хотя бы один кусочек пищи, вы нарушаете его право выбора. Вам это сойдет с рук, если ваш малыш послушен, но если он похож на Куртиса, дело плохо.
На фразу ребенка: «Я не буду это есть!
» самым непродуктивным ответом является: «Чтобы ты тогда хотел?» Несмотря на усталость, вам приходится вставать из-за стола, готовить на скорую руку замену.
К усталости добавляется раздражение, а если ребенок все равно отказывается есть, то и отвращение.
Отказывается же ребенок очень часто. Теряете вы оба: вы — потому что не можете насладиться ужином, а ребенок — потому что за отсутствием выбора и его последствий не получает нужного опыта.
Если ребенок отказывается кушать, последствием его поступка является голод сразу после трапезы. Убедитесь, что в этом виноват он, но не вы. «Хочу каши.
Пожалуйста». Сейчас мы поговорим о ребенке ясельного возраста, который обозревает стол и, не найдя ничего по вкусу, требует альтернативы.
Мало того, требование он сопровождает волшебным словом. Вы спросите себя: «Что не так с кашей?
Я не должна ничего готовить дополнительно; каша удобна и к тому же мы просто можем поставить ее на стол на случай, если ребенок откажется от всего остального».
Не сомневайтесь: я объясню, что такого неправильного в каше. Если вы услужливо готовите альтернативное блюдо, то лучше всяких слов доносите до ребенка послание: «Я не ожидаю, что ты научишься кушать».
Помните: ребенок хочет расти с уважением к приемам пищи, но с удовольствием изберет путь наименьшего сопротивления, если вы позволите.
Родители с какой-то гордостью сообщают мне, что всегда держат на столе банку с арахисовым маслом на случай, если их ребенку не понравится основное блюдо.
Логика, конечно, в этом есть. Дело в том, что арахисовое масло питательно и может заменить собой мясо.
Таким образом, ребенок получит нужные питательные вещества, даже если откажется от основного блюда. Некоторые считают, что замененное блюдо должно быть простым: никакого сахара в каше, никакого желе на арахисовом масле.
Погоды это не делает: смысл послания остается тем же. В питательном отношении с подобной стратегией все в порядке, но в плане развития — нет. Готовность предложить альтернативное блюдо делает ребенка ответственным за меню и не дает ему возможности научиться есть питательную и разнообразную пищу, выставленную на семейном столе. Незнакомое блюдо вызывает у ребенка неприятие (впрочем, как и у нас). Если вы не будете давить на малыша, он справится со своим отношением и постепенно научится любить новую пищу.
Когда альтернатива под рукой, ребенок не сможет стать организованным и ничему не научится. Возможно, вас удивляет, почему я рекомендую постоянно выкладывать на стол хлеб и не одобряю кашу и арахисовое масло.
Потому что хлеб является обыденной частью трапезы, им не заменяют другие блюда, и вся семья его с удовольствием ест. А вот арахисовое масло или каша являются альтернативой другим блюдам.
Вариации на тему «арахисовое масло на столе» подобны тактике, когда овощи запрятывают в блюда, чтобы ребенок их поел.
Гордые своей смекалкой родители рассказывали мне о моркови в мясном рулете, измельченных цукини в соусе для спагетти и свекле в шоколадном кексе.
Умные хитрости, но все-таки хочу повторить: подобная стратегия хороша в питательном отношении, но в плане развития в ней нет ничего полезного.
Честно говоря, я и сама проделывала подобные трюки в надежде, что дети поедят.
Мне она не помогла: дети всегда были на шаг впереди меня.
Практика показывает, что если вы изо всех сил стараетесь впихнуть еду в ребенка, вы пересекаете запретную черту разделенной ответственности.
Мало того, ваш ребенок быстро вычислит, в какие блюда вы прячете овощи, и вскоре начнет отказываться не только от овощей, но и от самих блюд.
Все дело в намерениях.
Нет ничего страшного в том, чтобы класть тертую морковь в мясной рулет, если ребенок овладел умением есть морковь и если та добавляет блюду вкус и аромат.
Однако дело обстоит куда хуже, если ваше намерение — обмануть малыша, чтобы он поел моркови.
Ваша нечестность в отношении еды сделает ребенка подозрительным.
К новой пище он будет относиться настороженно и враждебно.