Крис Берман также предложила мне рассказать о принципах пищевой программы для детских учреждений, и у нее была для этого веская причина. Пищевая программа является образованием федерального уровня, которое финансово поддерживает детские дошкольные учреждения и программы «Head Start» («Главного старта»), обеспечивающие детей правильной едой.
Конечно, дело не только в финансовой поддержке. Пищевая программа дает рекомендации, устраивает проверки и тренинги.
Последнее пришлось мне кстати.
Я получила массу удовольствия, делая презентации для детских дошкольных учреждений и групп «Главного старта».
Работающие там люди — прекрасные специалисты, и им есть что предложить.
Однако меня разговор о тактике «надкусывания» стал пугать.
Почему?
Потому что сразу после того, как я о ней рассказывала, кегда находился тот, кто спрашивал: «Ну ладно, а как насчет порционности? Предполагается, что мы просто будем выставлять пищу перед детьми или заставлять их съедать ее?» Прежде чем я поумнела и перестала допускать подобные выступления, этот вопросы становились сигналом окончания продуктивной части презентации.
Все, в том числе и инспектирующие бюрократы, имели собственное мнение и яростно бросались его отстаивать. В настоящее время я твердо пресекаю попытки дискутировать, говоря: «Суть не в том, что следует делать.
Суть в том, как будет лучше для детей.
На основании того, что я знаю о детях и о кормлении, разрешите мне дать вам рекомендацию.
Вы обязаны обеспечивать каждого ребенка определенным количеством пищи.
Сложите все их порции в одну емкость. Затем возьмите емкость в руки и обнесите детей по кругу, разрешая им брать столько, сколько нужно».
Если вы введете самообслуживание, дети будут хорошо есть. Сядьте и поешьте вместе с ребенком; заведите приятную беседу и вообще наслаждайтесь совместным времяпрепровождением.
Ребенка нельзя заставлять взять или съесть то, чего он не хочет, даже если это всего лишь маленький кусочек.
Если вы работник здравоохранения, связанный с детскими дошкольными учреждениями, этот раздел для вас. Вместо того чтобы беспокоиться о кусочке пищи, который должен откусить ребенок, задумайтесь о том, насколько для детей, доверенных вашей заботе, важны вы лично. Лучше всего дети едят, когда во время еды вы обеспечиваете им приятную, позитивную атмосферу.
Очень часто, оценивая ребенка-малоежку, я посещаю детсад и наблюдаю малыша во время приема пищи. Я обнаруживаю, что если в детском саду кормление организовано правильно, дети с пищевыми проблемами лучше кушают там, чем дома.
Однако если кормление в детском саду организовано из рук вон плохо, дети едят там так же мало, как и дома.
Вспомнилось, как однажды я наблюдала за обедом 20 трехлетних детей.
Они сидели за тремя низкими круглыми столами, их стулья были удобны и соответствовали размерам детского тела.
Порционная пища выглядела аппетитно. Конечно, я бы предпочла увидеть самообслуживание, но дети не отказывались кушать.
Однако воспитатели, вместо того чтобы сесть и принять участие в обеде, озабоченно сновали вокруг, готовя кроватки для тихого часа. Когда в конце концов они закончили свою работу, то уселись поесть в углу помещения подальше от детей.
Мне показалось, что взрослые превратились в магнит, притягивающий детей.
Каждый ребенок в комнате повернул лицо к воспитателям.
Дети крутились на своих удобных стульях, стараясь сесть так, чтобы видеть взрослых. О еде они забыли.
Дети нуждались в том, чтобы воспитатели сели с ними рядом, и пока взрослые не присоединились к трапезе, о еде никто не помышлял.
Множество детских садов успешно вводят у себя самообслуживание.
Они поддерживают принцип разделения ответственности в кормлении, превращают основные приемы пищи в приятное времяпрепровождение, в течение которого дети и взрослые наслаждаются едой и общением.
Я не раз замечала, что в подобных местах дети-малоежки начинают есть больше, привередливые дети пускаются в эксперименты с новой пищей, а прожорливые дети перестают думать только о еде. Ни в коем случае не подталкивайте детей к тому, чтобы они хорошо вели себя за столом, не контролируйте их поведение. Когда ребенок попадает в здоровую окружающую среду, он приобретет подобающие манеры самостоятельно.
Организуйте во время еды самообслуживание.
Научите детей передавать блюда, но не заставляйте их накладывать себе, если у них нет желания это делать. Если дети накладывают себе немного, не заставляйте их съедать все. Если они пробуют, не заставляйте их глотать.
Если они проглотили, не заставляйте их съесть еще. И не принуждайте их съедать все, что они себе наложили: это настолько пугает детей, что они предпочитают оставаться голодными, но не экспериментировать дальше. Имейте в виду, что каждый раз, когда ребенок видит на столе пищу, наблюдает, как кто-то другой обносит ею стол и пробует ее, он учится и начинает осознавать, что тоже способен съесть эту пищу.
Если вы работник детского сада, знайте, я уважаю вас и восхищаюсь вами.
Я уверена, что вы всегда действуете в интересах своих маленьких подопечных. Если вы чувствуете, что избранный вами способ кормления чем-то вас беспокоит, обдумайте, откуда взялось это беспокойство, и избавьтесь от него.