Ребенок достигает ясельного возраста, и приходит время учиться ходить. Он вдруг узнает, что можно и самому дойти туда, куда хочется, и после этого начинает ползать, пытаться вставать и стремительно скользить на спине, исследуя окружающий мир. В эмоциональном, социальном и познавательном планах ребенок меняется, он активно демонстрирует себе и вам, что он отдельная личность — он всюду лезет, говорит «нет» и испытывает границы своего мира на прочность.
По отношению к питанию малыш переходит в ясельный возраст, когда его скептицизм к новой пище, неприятие ее усиливаются.
Примерно к 12 месяцам малыш демонстрирует установившиеся пищевые предпочтения.
Он даже может определить, насколько ему понравилась еда, едва попробовав ее. Не забывайте: изменения в ребенке происходят скачкообразно. И подобно другим изменениям, они похожи друг на друга не больше, чем день на ночь.
Так и должно быть. Еще неделю или месяц назад ребенок с энтузиазмом пробовал новую пищу, исследовал то, что лежит перед ним на тарелке, наслаждался умением есть самостоятельно, а сегодня он уже занят тем, что отстаивает свои права.
И хотя в еде самоутверждение ребенка выглядит как шаг в неправильном направлении, появившийся скептицизм естественен и связан прежде всего с психическим развитием.
Младенец воспринимает все, что встречается у него на пути, ребенок же ясельного возраста недоверчив, что вполне оправдано. В интеллектуальном плане он развился достаточно, чтобы подозрительно относиться к незнакомой пище, но все же ему не хватает умения судить о ней, воспринимать чужие суждения о пище, говорить о ней, помогать готовить какие-то блюда и выращивать их составляющие.
В возрасте примерно трех лет, когда ребенок станет дошкольником, его недоверие к пище уменьшится, поскольку он уже сможет выполнять все эти действия.
В течение второго года жизни ваш малыш продолжит процесс отделения и индивидуализации, который он начал в возрасте около 8 месяцев. Если вы помните, ребенок, обучаясь принимать твердую пищу, демонстрировал потребность быть личностью и делать все самостоятельно.
Теперь он возьмет на себя инициативу по проверке своих возможностей и умению держать ситуацию под контролем. Жизненно важно помочь ребенку ясельного возраста учиться, чтобы он опытным путем смог развить в себе самостоятельность.
Это произойдет только в том случае, если вы не позволите ребенку руководить вами и не будете пытаться руководить им. Вы можете и должны предложить ему структуру и ограничения.
Здесь применимы те же принципы разделения ответственности, которые вы использовали во время грудного и искусственного вскармливания, но с дополнениями: теперь вы отвечаете не только за то, что даете малышу в качестве еды, но также и за то, когда и где ему позволено кушать. Другими словами, вы даете ему структуру регулярных приемов пищи и перекусов.
В пределах этих ограничений он продолжает отвечать за то, сколько ему есть и есть ли вообще. Для детей ясельного и более старшего возраста разделение ответственности выглядит следующим образом: • вы ответственны за то, что давать, где и когда, то есть за кормление; • ваш ребенок отвечает за то, сколько ему есть и есть ли вообще, то есть за прием пищи.
Когда вы кормите ребенка с учетом принципов разделения ответственности, вы предлагаете ему структуру и безопасные возможности учиться, а также обеспечиваете ему выбор в пределах определенных границ. Фактически вы делаете мир ребенка достаточно маленьким, чтобы он мог с ним справиться.
Вы не даете ему воли в продуктовом магазине или на кухне.
Вы даете ему свободу за семейным столом, чтобы он мог научиться есть ту пищу, которую вы для него выбираете.
Он будет пробовать ее и отвергать, но это часть процесса. Малыш этого возраста в чем-то похож на ночного сторожа, который дергает двери за ручки, но не хочет их открыть.
Как и на предыдущей стадии, кормление похоже на путешествие с конечной целью.
Но теперь наша цель в основном связана с поведением. К тому времени, когда ваш ребенок выйдет из ясельного возраста, было бы желательно видеть у него следующее поведение и отношение к еде. • Он позитивно настроен на прием пищи.
• Он верит своим внутренним сигналам голода и сытости и соответственно знает, сколько нужно съесть.
• Он следует своим изменениям в аппетите и знает, что кушать. • Он умеет наслаждаться разнообразной пищей.
• Он может пробовать новую пищу и учиться ее любить.
• Он может вежливо отклонить или проигнорировать пищу, которой ему не хочется.
• Он может обойтись пищей, которая ему не совсем нравится.