Скорее всего ваш ребенок сначала будет пытаться поесть с помощью пальцев или использовать пальцы, чтобы нагрузить едой столовые приборы. Нормально справляться с ложкой, вилкой и ножом он научится немного позже.
Пища ребенку нравится теплая, но не горячая, а салат ему лучше давать без всяких заправок — так ему гораздо удобнее брать салат пальцами.
Эти рекомендации верны и для дошкольника. Имейте в виду: они нужны, чтобы помочь ребенку достигнуть успеха.
Действуя таким образом, вы не потакаете ему и не пытаетесь заставить его есть. Не забудьте, что несмотря на то, что жевательные и глотательные навыки дошкольника стали лучше по сравнению с ясельным возрастом, они все равно не такие совершенные, как у подросшего ребенка или взрослого.
Дошкольник может взять сразу слишком много и подавиться, поэтому во время еды он должен сидеть, быть спокойным, да и вообще не следует оставлять его во время еды без присмотра.
Глотательные навыки ребенка этого возраста недостаточно зрелые.
Вместо того чтобы с помощью возвратно-поступательных движений языка проталкивать пищу ближе к горлу, как это делают подросшие дети (попробуйте и вы тоже), дошкольник работает щеками, как будто высасывает жидкость из трубочки (тоже стоит попробовать). Поэтому ему трудно жевать и глотать мясо; ребенок может даже вытащить пережеванное изо рта и положить на тарелку.
Это нормально. Постарайтесь сделать мясо как можно более рыхлым и предложите ребенку порезать его порцию на кусочки.
Он уже вышел из ясельного возраста, поэтому скорее всего согласится. Дошкольнику трудно сидеть спокойно.
Если вы пока не наблюдаете у своего ребенка такого поведения, подождите — оно скоро проявится. Мои дети начинали ерзать, когда им исполнялось шесть лет. Они заинтересованно относились к приему пищи, застольной беседе, хорошо ели, но тем не менее продолжали ерзать.
Они двигались по стулу взад-вперед, из стороны в сторону; они наваливались грудью на стол, откидывались на спинку стула, вытягивали вперед то одну ногу, то другую. Удивительно!
Насколько я понимаю, такое поведение связано с избытком энергии, и поскольку мои дети справлялись с едой и не наносили ущерба здоровью, я не заставляла их сидеть тихо.
Повзрослев, они стали вести себя спокойно.
Во всяком случае, намного спокойнее. Ваш ребенок обязательно научится правильно вести себя за столом.
Как сказал один китайский философ, «путешествие в тысячу миль начинается с первого шага». Учителя из «Главного старта» знают это очень хорошо.
Они обучают дошкольников тем навыкам, которые потребуются им в школе. Среди таких навыков не последнее место занимает умение вести себя за семейным столом.
В начале года приемы пищи выглядят беспорядочно, на них даются только базовые знания: как сидеть на стуле, есть из тарелки (своей тарелки!
), использовать разливную ложку, говорить «нет, спасибо», держать руки при себе.
Еще там учат правильно спрашивать и передавать блюда, не ныть и не плакать. Барбара Тернер, координатор «Главного старта» из города Бингемтон, что в штате Нью-Йорк, напоминает нам о том, что ребенка нужно одобрять не за то, что он ест, а за то, что вносит вклад в приятную атмосферу за столом.
«Мне нравится сидеть с тобой за одним столом» — вот подходящая реплика одобрения для ребенка, который еще не готов съесть что-либо.
Реплики «хорошо передал» и «мне нравится, как ты об этом рассказываешь» подходят, чтобы одобрить приличное поведение за столом и избавиться от давления на трапезе.
Дети едят, если чувствуют себя за столом комфортно, если им удаются их действия.
Тернер рассказывает, что самое горячее время для учителей настает в сентябре, когда на учебу приходят новые дети. Например, им постоянно приходится держать наготове чистые разливательные ложки: дети, которые еще не умеют передавать блюда и быть на раздаче, часто облизывают их. Учителя должны среагировать раньше, чем эта облизанная ложка окажется в общей посуде.
К концу года настают спокойные деньки.
Дети спокойно сидят за столом, передают друг другу еду, наслаждаются времяпрепровождением за столом, с удовольствием едят, поддерживают беседу и убирают за собой посуду.
Тернер указывает, что благодаря полученным манерам у детей повышается самооценка, они гордятся своими достижениями и начинают уважать себя. Успехи и позитивная атмосфера дают им уверенность, что у них все будет получаться и дальше.
Тернер спрашивала меня, что я думаю о стимулировании детей к пробованию новой пищи.
Я ответила, что стимулировать — это хорошо, если только взрослые знают разницу между стимулированием и давлением.
Я видела слишком много работников детских садов, которые искренне считали тактику «надкусывания» стимулированием, поэтому сомневаюсь, понимает ли большинство людей разницу.
Обязательность так называемого «надкусывания» не имеет никакого отношения к стимулированию — это самое настоящее давление. Взрослые стимулируют ребенка попробовать новое, если позволяют ему сказать «нет, спасибо» перед тем, как еда окажется у него на тарелке.
Фраза: «Попробуешь шпинат? Он тебе наверняка понравится» является стимулированием только в том случае, если вы готовы принять «нет» за ответ.
Я не хочу сказать, что готова критиковать всех работников детских дошкольных учреждений без разбора.
Не думаю, что они особенно склонны к контролю.
Когда дело касается детей и еды, это делает большая часть взрослого населения.
Но контроль в приеме пищи делает детей особенно чувствительными к действиям, которые хоть в чем-то похожи на давление.
Тактика контроля непродуктивна и даже разрушительна, поэтому очень важно держаться подальше от всего, что на нее походит.
Не пересекайте границу разделенной ответственности.
В кормлении вашей главной задачей является оставаться на своей территории и не вмешиваться в то, что и сколько ест ребенок. Если вы эту задачу выполняете, ребенок будет есть.
Вспомните нашу дискуссию по механизму питания и планированию основных приемов пищи и перекусов, и вы поймете, как много вам еще предстоит сделать. Спокойно сядьте и начинайте наслаждаться пищей и общением с ребенком — ваш малыш тогда будет хорошо есть.
Я не преувеличиваю: ваше присутствие и радость от еды очень важны для ребенка. Одна мама пожаловалась мне на плохой аппетит своего дошкольника: ей приходилось давить на него, чтобы заставить съесть кашу и тосты перед отправлением в детский садик.
Мама была поражена, узнав, почему это происходит. Каждое утро она оставляла его на кухне наедине с завтраком, а сама бегала по дому, стараясь успеть накраситься, найти ключи и приготовиться к выходу из дома.
На мое предложение вставать на пятнадцать минут раньше и завтракать вместе с ребенком она согласилась не слишком охотно.
Однако малыш начал лучше есть, а проведенное вместе время стало приятным началом дня.