МАМИНА КУХНЯ

Состояния сна и бодрствования у ребенка

Состояния сна и бодрствования у ребенкаМы понимаем, что такое состояние сна у ребенка благодаря работам педиатра Т. Берри Бразелтона. Кэтрин Барнард, профессор кафедры питания Вашингтонского университета, развила и применила его идеи на практике. Все это и легло в основу наших обсуждений.

Младенцы, как и взрослые люди и более старшие дети, имеют следующие циклы сна: • глубокий сон (нет быстрых движений глаз, или стадии сновидений); • активный сон (стадия сновидений); • дремота; • спокойная готовность; • активная готовность; • плач. Во время сна дети переходят от глубокой его формы к активной и, возможно, обратно.

Дремлющий ребенок сначала вступает в период активного сна, затем глубокого, а потом у него снова наступает активный сон. В этот период активного сна ребенок может начать пробуждаться, входя в стадию дремоты, или он снова через активный период сна вернется в сон глубокий.

Если вы начнете будить ребенка именно в этот момент, он только выиграет от побудки, потому что тогда он переходит в стадию спокойной готовности, в которой кормление проходит особенно хорошо.

Наблюдения за новорожденными показывают, что цикл сна у них длится около 60 минут с разбросом от 60 до 90 минут.

Из них 15-20 минут занимает период глубокого сна, а остальные 35-60 минут принадлежат периоду активного сна. В конце цикла ребенок из активного сна переходит в состояние дремоты, затем начинает окончательно просыпаться и вступает в стадию спокойной готовности. Ваша задача — подготовить заботу и общение для того момента, когда ребенок просыпается и становится спокойным и внимательным.

Не будите его, если он сладко спит. Это состояние глубокого сна легко распознать: ребенок лежит тихо, не двигаясь, размеренно дышит, не реагирует на раздражители.

Во время глубокого сна будить его бесполезно: вокруг него и так находится достаточно раздражителей, и появление еще одного вряд ли его побеспокоит. Пока вы не узнаете своего ребенка получше, вам трудно будет различить стадию активного сна, когда ребенок готов перейти в стадию сна глубокого, и дремоту, когда ребенок готов проснуться.

Разницу вы научитесь ощущать только методом проб и ошибок.

Но чем лучше вы научитесь различать эти периоды, тем эффективнее станет кормление.

Не готовый проснуться ребенок так и не проснется полностью, уровень его готовности принимать пищу будет низким, что, конечно, плохо скажется на процессе кормления. Как в стадии дремоты, так и в стадии активного сна ваш ребенок может начать двигать ручками и ножками, издавать звуки, неровно дышать.

Ребенок в стадии активного сна морщит лицо и даже улыбается, его глазные яблоки двигаются под опущенными веками.

Дремлющий ребенок открывает и закрывает глаза, его взгляд такой же туманный, как у нас с вами, когда мы утром встаем с кровати.

Если вы не уверены в том, что видите, оставьте ребенка одного: он или вернется обратно в глубокий сон, или окончательно проснется.

Главная трудность — так выбрать время для заботы и кормления, чтобы ребенок не волновался и не капризничал.

Если ребенок вынужден слишком долго ждать или очень голоден, он станет возбужденным и из стадии спокойной готовности перейдет к стадии активной готовности.

Признаками перехода являются энергичные движения его тела, потеря ясности взгляда, сморщенное лицо и нервозность. Если ничего не изменится, следующим шагом станет плач.

Плач — это один из самых ярких сигналов голода, но он совершенно не нужен. Лучше покормить ребенка, захватив его в стадии спокойной готовности.

Подробное описание и объяснение детских сигналов.

Вариаций базовых поведенческих реакций бесчисленное множество.

Один ребенок переходит в состояние спокойной готовности без всякого труда, а другой начинает нервничать сразу после пробуждения. Другие дети спят очень долго, и приходится прерывать их период дремы, чтобы они проснулись и поели.

Если вы поймаете такого ребенка во время активного сна или дремы, это позволит вам полностью разбудить его. Подготовка к приему пищи. Подобно всем людям по утрам, дремлющему ребенку нужна помощь, чтобы полностью проснуться и испытать желание поесть.

Вы поможете ему проснуться, если возьмете его на руки, поговорите с ним или включите свет, чтобы посмотреть, не нужно ли сменить памперсы.

Даже новорожденный ребенок встрепенется, когда услышит или увидит что-нибудь интересное. Вскоре ваш малыш перейдет в состояние спокойной готовности, в которой он поймет, что проголодался.

Об этом факте он не замедлит оповестить вас. Сделать это он может по-разному: ребенок смотрит на ваше лицо, двигает головой, руками, ногами, всем телом по направлению к вам; его движения плавные. Глаза могут быть широко открытыми и ясными, а лицо — оживленным.

Конечно, ребенок вряд ли продемонстрирует вам все, что я описала, зато может показать такие сигналы, о которых я не упомянула. Вскоре вы будете узнавать о том, что он готов поесть, из его собственной системы знаков.

Вы заметите, что он хорошо ест только тогда, когда к этому готов.

Вам, наверное, уже ясно, что новорожденным трудно полностью проснуться, чтобы поесть и пообщаться, они еще не умеют защищать себя от перевозбуждения.

Вы должны учитывать, что ребенок вышел из темной тихой утробы, где ничего не происходит, в шумный сияющий мир, полный событий, запахов и звуков.

Это все равно что если бы вы внезапно оказались посреди шумной деревенской ярмарки. Большинство детей рождаются уже подготовленными к грядущим испытаниям эмоциональным возбуждением.

» У них есть внутренние способы защиты от слишком большого количества внешних раздражителей.

Примером подобной защиты может служить способность младенцев сладко спать, несмотря на все усилия их разбудить. К тому же, находясь в состояниях готовности, они могут успокоить себя, закрыв глаза или посасывая кулачок или пустышку.

Вы успокаиваете ребенка, когда заворачиваете его в пеленки и начинаете укачивать, держа нежно, но крепко. У некоторых детей наблюдается низкая устойчивость к внешним раздражителям, они легко переходят ; к обиженному плачу, их трудно успокоить.

Другие — более крепкие: они относительно невосприимчивы к раздражителям окружающего мира или способны успокоиться самостоятельно с помощью сосания, засыпания и ухода от раздражающего фактора. У младенцев желудочно-кишечный тракт незрелый, поэтому добавочные раздражители могут исходить и изнутри в форме болей в животе или метеоризма.

Такие дети не только не могут закрыться от шумной ярмарки жизни, но и чувствуют себя так, как будто переели сахарной ваты!

Читайте так же:

Комментарии запрещены.