МАМИНА КУХНЯ

Поймите темперамент ребенка

Поймите темперамент ребенкаВаш ребенок рождается с определенными личностными особенностями, включая уровень активности и организованность. Он растет, и эти особенности никуда не деваются, видоизменяясь в соответствии с его жизненным опытом.

Самые известные и масштабные исследования темперамента были проведены психиатрами Александром Томасом, Стеллой Чесе и Гербертом Бирчем. Согласно их выводам, дети в первые дни и месяцы жизни отличаются друг от друга по девяти личностным характеристикам.

Исходя из комбинаций индивидуальных черт, исследователи указали, что большинство детей можно подразделить на три типа. 40% детей они определили как покладистых, 15% как долго разминающихся и 10% — как трудных.

Обратите внимание, что 35% детей не входят ни в одну из этих категорий. Несмотря на мое безграничное уважение к исследователям и проделанной ими работе, я не совсем согласна с терминами «покладистый» и «трудный».

Они слишком схематичны, за ними не видно настоящих детей. В данной книге я предпочла заменить эти емкие научные термины терминами более описательного характера.

К «покладистым» относятся дети уравновешенные, спокойные и организованные; «трудные» дети — это дети напряженные, неорганизованные, раздражительные или беспокойные.

Я думаю, именно такие значения вкладывали в свои термины исследователи. Томас, Чесе и Бирч писали, что «покладистые» дети отличаются регулярными сном и приемами пищи, позитивным подходом к новым ситуациям, они легко адаптируются к изменениям, а окружающий мир воспринимают как данность.

С такими детьми можно успешно справиться. Благодаря регулярности поведения и сдержанности реакции их легко понять и удовлетворить.

К счастью, в эту категорию входят около 40% детей, и что самое замечательное, все первые дети обычно спокойные.

Те дети, которых исследователи описывают как «трудных», не виноваты в том (и никто не виноват), что они нервные, недоброжелательные, непостоянные, непредсказуемые и трудные для понимания. Когда эти пессимистически настроенные и неорганизованные дети начинают нервничать, родители чувствуют нечто вроде тревоги, потому что таких детей трудно успокоить.

Они нерегулярно спят и едят, новая ситуация и новые люди вызывают у них резкую отрицательную реакцию.

Раздражительные и неорганизованные, эти дети долго привыкают к чему-нибудь новому, включая новую пищу. Но даже самые сложные дети являются для своих родителей самыми замечательными.

Подобно детям с негативным настроем к внешнему миру, «долго разминающиеся» дети с осторожностью относятся к новым людям и новым ситуациям, но они не отвергают их; их осторожность скорее имеет скептический характер. Такой ребенок медленно адаптируется, схемы его сна и приемов пищи находятся где-то посередине между двумя крайностями: он не настолько организован, как «покладистый» ребенок, но и не настолько разболтан, как «трудный».

Он склонен осторожничать с незнакомой пищей, но не будет обижаться, если вы ее предложите.

Дети, которые не входят в эти три категории, демонстрируют другие сочетания свойств. Чтобы больше узнать о младенческом и детском темпераменте, см. книгу Чесса и Томаса «Know Your Chld: An Authortatve Gude for Todays Parents (Понять своего ребенка: авторитетное руководство для современных родителей).

Чтобы справиться с негативными крайностями в темпераменте вашего ребенка, всегда помните несколько моментов. Во-первых, вы здесь ни при чем: ребенок уже родился таким.

Во-вторых, вы должны полностью отказаться от каких-либо режимов кормления и сна. Неспокойный, агрессивный ребенок полон сюрпризов, и вместо того чтобы пытаться изменить его, расслабьтесь и наслаждайтесь своим с ним общением. В-третьих, на раннем этапе ваша задача — помочь ребенку быть настолько спокойным и организованным, насколько он способен таковым быть.

В перспективе ему понадобится научиться управлять собой. В конечном счете ребенок с бурной реакцией на окружающий мир может научиться успокаиваться самостоятельно и справляться со своими реакциями, вместо того чтобы демонстрировать их другим.

Во многом обучение зависит от того, как ребенок контактирует с вами.

Раздражительный, неспокойный ребенок может стать более умеренным в своих реакциях. Вы поможете ему в этом, если например будете читать его сигналы и не настаивать на продолжении кормления, останавливаясь тогда, когда этого хочет ребенок.

Нервный ребенок может научиться управлять эмоциями — он будет осваиваться с тревожащей его ситуацией с собственной скоростью. Здесь помогут предосторожности, направленные на то, чтобы его не напугать.

Если вы касаетесь его губ соском, ждете, пока он откроет рот, и только потом начинаете кормить его, ребенок вскоре научится самостоятельно предпринимать нужные действия. Подобное взаимодействие должно повторяться вновь и вновь по мере развития ребенка.

И ребенок с острой реакцией, и осторожный ребенок продолжают учиться и развиваться, пока мы не заставляем или не «спасаем» их. Если же мы начнем заставлять или «спасать» детей, их противостояние усилится.

Комментарии запрещены.