Приятные эмоции

Приятные эмоцииАдам ест свою порцию спагетти в типичной манере дошкольников: он накалывает их на вилку, с хлюпаньем втягивает в рот, помогая процессу пальцами. Мальчик явно получает удовольствие от застольной беседы с родителями, рассказывая им о событиях прошедшего дня. Вот он съел свою порцию и спрашивает маму: «Можно мне еще немного?

» В лучших традициях старого поколения мама отвечает: «Да, но сначала ты должен съесть все остальное».

Адам храбро продирается сквозь горошек и виноград, пьет молоко.

Он даже ухитряется съесть два кусочка нелюбимых огурцов, хотя мы, наблюдатели, не раз задерживали дыхание, видя, с каким трудом происходит глотание.

Были моменты, когда мы гадали, не окажутся ли пережеванные огурцы снова в тарелке.

Нам было жаль Адама. Мальчик становился все более унылым и обескураженным.

Его уже не интересовала застольная беседа, он откидывался на спинку стула, поджимал колени к груди и вертелся по сторонам.

Отец мальчика злился: «Сядь прямо, Адам».

Нам было ясно без слов: трапеза обернулась настоящим провалом. Наконец папа дал ребенку еще спагетти.

Адам сразу оживился, с ним произошла мгновенная перемена. Он снова выглядел счастливым контактным мальчиком, наслаждающимся общением с семьей.

Родители так старательно пытались впихнуть в ребенка еду, что чуть не испортили совместное времяпрепровождение.

Не думаю, что родители Адама испытывали приятные эмоции, делая своего ребенка несчастным. Однако они чувствовали себя обязанными сначала впихнуть в него овощи и фрукты, и только потом разрешить есть то, что ему нравится.

Они не одиноки.

Страдания Адама стали причиной многих преобразований в кормлении. Но родители все равно нервничают.

Они спрашивают меня, и в их голосах звучит отчаяние: «Как вы думаете?

Может, разрешить ему съесть спагетти?» Мой ответ: «Да. У Адама нет проблем с приемом пищи, он делает то, что должен.

Его поведение приятно и стоит поощрения». Рано или поздно он съест свою порцию спагетти и обратит внимание на горошек или виноград, хотя огурцы вряд ли его заинтересуют.

У нас у всех есть свои нелюбимые блюда, и, как мне кажется, огурцы и Адам — вещи несовместимые. Чтобы научиться любить разнообразные блюда, нужно время.

Если родители мальчика смогут отступить, то ребенок возьмет на себя ответственность учиться и идти вперед. Но продолжая заставлять Адама, они тем самым отнимут у него инициативу, и мальчик будет есть овощи только под давлением.

Когда они прекратят подталкивать ребенка, тот сразу же перестанет есть овощи или будет есть их без всякого удовольствия, только по обязанности.

Родители Адама проделали большую работу, выставив на стол аппетитную и разнообразную пищу.

Они грамотно спланировали и осуществили свой расчет на то, что ребенок сядет за стол вместе с остальными членами семьи.

Вряд ли они разрешают ему есть перед основным приемом пищи — из кадров видно, что мальчик голоден. Еще родители беседуют с Адамом, давая ему понять, что он полноправный участник семейной трапезы.

Они хорошо и много поработали. Так зачем же им нужно взваливать на себя дополнительные заботы, выполняя за ребенка его часть обязанностей?

У меня нет ответа на этот вопрос, но хочу вам сказать, что поведение родителей Адама типично. Исследователи из Западного Массачусетса выяснили, что родители дошкольников склонны обеспечивать своих детей запланированными приемами пищи и перекусами.

Однако когда дети садятся за стол, родители начинают контролировать, что и сколько те должны съесть из предложенного.

Чтобы наглядно представить, что такое контроль, подумайте о родителях Адама, которые заставляли ребенка преодолеть множество препятствий перед тем, как дать ему вторую порцию спагетти. Вспомните, когда вы в последний раз говорили своему ребенку: «Ты должен съесть овощи, только потом будет десерт» или «Тебе не кажется, что хватит?

» Несмотря на излишний контроль во время трапез, родители из Массачусетса были слишком снисходительны в остальное время: они разрешали детям без ограничений лазать в холодильник и буфет. Дети ели что хотели и когда хотели.

Такой подход к воспитанию и детскому развитию имеет серьезные последствия. Дети любят своих родителей и желают видеть их рядом постоянно.

Если родители рядом, дети отваживаются на большее и идут дальше. Однако родители из Массачусетса своим присутствием прием пищи только портили.

Единственный способ дать детям возможность поесть без помех — это оставить прием пищи на их усмотрение. Какой же вывод из всего вышесказанного?

Чтобы быть личностью, надо уметь быть самим собой. То кормление, которое предлагали родители, является всего лишь кормлением — там нет любви, общения и удовлетворенных потребностей.

admin

Сейчас читают: