МАМИНА КУХНЯ

Орально-моторное развитие

Орально-моторное развитиеОрально-моторная готовность и желание учиться идут рука об руку. Чтобы успешно преодолеть переходный период, ваш ребенок должен быть готов в орально-моторном плане. Нутриционист из Колорадо, изучавший детей целое десятилетие, пришел к выводу, что дети возрастом меньше 3-4 месяцев не заинтересованы в твердой пище.

При попытке перевести таких детей на твердую пищу их матери испытывают немалые трудности. Но после 4 месяцев эти дети, словно по волшебств, перестают сопротивляться и охотно начинают принимать твердую пищу.

Это говорит о том, что ребенок будет есть тогда, когда он готов. Процесс этот возвратно-поступательный.

Чтобы научиться кушать, нервы и мускулы ребенка должны развиться до той степени, когда возможно овладеть механизмом приема пищи. Ребенок учится использовать свои нервы и мускулы для еды, и делает это только тогда, когда вы предлагаете ему пищу.

Он учится, если готов к обучению, но вы со своей стороны должны обеспечить его материалом для обучения. Предлагая твердую пищу слишком рано, вы не помогаете ребенку быстрее продвигаться вперед, потому что его нервы и мышцы еще недостаточно развиты.

Разрешите мне более подробно рассказать об орально-моторном развитии.

Мой рассказ не только даст вам возможность лучше узнать своего малыша (и получить удовольствие от этого понимания), но и позволит оценить, как продвигается его развитие. Чтобы эффективно глотать, ребенок должен с помощью языка собрать пищу в компактный комок и отправить ее дальше, в горло.

Если он глотает недостаточно энергично, пища остается на спинке языка, что вызывает рвоту, которая выталкивает пищу обратно. Рвота является нормальной частью процесса обучения, она не пугает ребенка, если вы остаетесь спокойной.

Ребенок также не пугается, если вы не заставляете его учиться активнее. До четырех месяцев рвотный рефлекс очень силен.

Потом он ослабевает. Это происходит после того как ребенок начинает тащить в рот пальцы, игрушки, да и вообще все, что попадется на глаза, жевать свою добычу и давиться ею. Я знала одну маленькую девочку, которая постоянно держала родителей в напряжении, потому что все время давилась собственными пальцами.

Ее даже тошнило. После того как она научилась определять, насколько далеко можно засовывать пальцы, рвотный рефлекс стал не таким выраженным, и тошнота и рвота прекратились.

Чтобы лучше понять орально-моторное развитие ребенка, давайте заглянем в собственный рот и посмотрим, как он работает.

Если в следующий раз вы будете есть что-нибудь мягкое, например йогурт или мороженое, обратите внимание на то, как действуют ваши язык и рот. Вы кладете ложку в рот, и язык становится плоским и опускается вниз, губы смыкаются вокруг ложки, и с помощью языка вы проталкиваете пищу из передней части ротовой полости в заднюю. Когда пища достигает определенного места на языке, возникает глотательный рефлекс, и вы отправляете пищу в горло.

Вы все проделываете автоматически, но ребенок вынужден этому обучаться, когда начинает есть полужидкую пищу. Для питания из соски или соска он использует совершенно другие движения языка и губ, которые называются рефлексом выталкивания.

Ребенок языком нажимает на сосок снизу, и молоко или молочная смесь оказываются достаточно далеко на спинке языка, чтобы малыш мог автоматически их сглотнуть.

Пока ребенок использует рефлекс выталкивания, он не в состоянии сделать язык плоским и опустить его вниз, чтобы позволить ложке оказаться внутри ротовой полости; он не может передвигать пищу с кончика языка на спинку.

При попытке кормить его твердой пищей она просто окажется на его подбородке. Хороший способ узнать, готов ли ребенок принимать твердую пищу, — обратить внимание на его подбородок.

Если подбородок двигается взад-вперед, значит, ребенок готов. Еще один наглядный пример.

При приеме полужидкой пищи обратите внимание, как происходит процесс глотания, когда голова находится в позиции прямо, наклонена набок, поднята вверх, опущена вниз так, что подбородок касается груди.

Ощутили разницу? Глотать гораздо легче, если голову держать прямо.

Теперь поэкспериментируем с чем-нибудь комковатым: вареными овощами, кусками мягких фруктов или лапшой.

Положите кусок на язык и посмотрите, что будет дальше.

Вы не можете отправить его сразу в горло, как йогурт. Сначала требуется языком переместить пищу вбок, между челюстями, прожевать ее и только потом глотать.

Вы способны даже перемещать пищу во рту, перекидывая ее с одной стороны на другую.

Такому сложному маневру — передвигать пищу вбок и перемалывать ее челюстями — ребенку приходится учиться.

Обучение требует от малыша усилий.

Это видно по тому, как он сосредоточенно морщится, заставляя работать крошечные, но такие необходимые для нормального приема твердой пищи мускулы.

Если ребенку не удается передвигать куски пищи к челюстям самостоятельно, помогите ему: положите пищу прямо между челюстями.

Сначала у него не очень получится жевать, он будет только мять еду. Перекидывать пищу с одной стороны челюстей на другую он сможет немного позже и на первых порах будет замирать, когда пища окажется у него на языке.

Потом все наладится. Это опасный период, потому что ребенок может внезапно вздохнуть, тем самым отправив пищу в дыхательное горло.

Комментарии запрещены.