МАМИНА КУХНЯ

Еще раз о сроках перехода на твердую пищу

Еще раз о сроках перехода на твердую пищуУ большинства детей признаки готовности к переходу на твердую пищу появляются в середине первого года жизни. Именно тогда ваш ребенок становится активным участником процесса кормления. Как только малыш проявляет первые признаки готовности и вы начинаете давать ему детскую кашу, наступает переходный период.

Это время быстрых изменений, когда ребенок развивает орально-моторные навыки и учится передвигать полужидкую пищу из передней части ротовой полости в заднюю и дальше в горло.

Чуть позже он овладеет умением задерживать пищу во рту достаточно долго, чтобы перемолоть ее челюстями перед тем как глотать. Благодаря этому умению ребенок сможет без риска кушать густую и комковатую пищу, например размятые вилкой овощи и фрукты.

А позднее он перейдет на мягкие куски пищи — кусковые овощи и фрукты. На комках и кусках мягкой еды ребенок учится с помощью языка помещать пищу между челюстями, чтобы ее можно было размять или измельчить перед глотанием.

Затем он начинает разгрызать куски крекеров или тостов, используя челюсти и слюну для превращения их в мягкую массу.

Тем временем его способность сидеть прямо становится все лучше. Теперь малыш может нагибаться и тянуться вперед.

Координация движений рук тоже совершенствуется — ребенок охотно их использует, чтобы поучаствовать в процессе кормления.

Он хватает ложку, запускает пальцы в миску с едой.

Вскоре ребенок обнаружит, что какая-то часть пищи прилипает к пальцам, и с восторгом потянет ее в рот. Если ребенок будет готов для мягких кусков еды или получит очень густую растертую пищу, он начнет использовать ладонный захват, удерживая еду согнутой ладонью и шлепая ею по губам. Это очень трудно: попробуйте, — и вы все поймете.

Сразу после ладонного захвата наступает очередь захвата пинцетного. В пинцетном захвате малыш использует только указательный и большой пальцы, которые противопоставлены друг другу.

Большинство изменений, происходящих с ребенком в это время, не столь очевидны.

Например, развивается его способность переваривать пищу, умение поддерживать внутреннюю гидратацию, а его химия тела становится более гибкой и не такой уязвимой.

Дети лучше справляются с твердой пищей, когда они к ней готовы.

Дети охотнее участвуют в этом процессе познания, когда чувствуют, что могут его контролировать. Если вы подождете с твердой пищей до тех пор, пока ваш малыш не будет к ней готов, и дадите ему возможность продвигаться постепенно и с устраивающей его скоростью, он почувствует, что контролирует ситуацию, и будет сотрудничать с гораздо большей готовностью.

Если вы начнете слишком рано, то вам придется сажать ребенка на специальный детский стульчик, который поддерживает ему голову. В этом полулежачем положении ребенку будет трудно контролировать процесс кормления.

Самостоятельно сидящий ребенок может смотреть на ложку, трогать пищу пальцами, засовывать их в рот, а его реакция будет примерно следующая: «Эй, это не комок чего-то непонятного!

Это вкусно!» Он может открывать рот и наклоняться вперед, демонстрируя, что хочет кушать.

Он может закрывать рот и отворачиваться, сообщая, что не хочет. Очень легко и просто понимать пищевые сигналы ребенка, который сидит прямо.

Но это делать гораздо труднее, если малыш находится на детском стульчике. Для ребенка учиться есть из ложки — довольно сложное дело.

Поставьте себя на его место. Вы голодны и хотите только одного: получить мягкий теплый сосок, а вам приходится учиться терпеть ложку, эту неприятную холодную штуку с жесткими краями.

Затем вам приходится выяснять, что масса, находящаяся в этой странной штуке, является пищей. Это озадачивает.

Следующий шаг — испытать желание сомкнуть вокруг нее губы и переправить пищу в рот, после чего нужно заставить мускулы работать так, чтобы пища попала в горло, а не на подбородок. И постарайтесь, чтобы вас не стошнило.

Процесс полон опасностей, особенно если ваши родители недостаточно опытны и поэтому полны тревоги и слишком настойчивы. Каждый раз, когда вы колеблетесь, они пугаются вашего сопротивления и усиливают нажим.

Если вас охватывает соблазн подтолкнуть ребенка в процессе обучения, имейте в виду, что дети и сами хотят развиваться. Их ведет желание совершенствовать то, что они делают.

Прием пищи — не исключение.

У детей достаточно внутреннего напора, чтобы двигаться вперед; они не нуждаются в нашем подхлестывании. Все, что им от нас требуется, — это поддержка, ободрение и обеспечение безопасности, когда они сталкиваются с неизведанным.

Вы можете давить слишком сильно, заставляя ребенка развиваться особым образом.

Возможно, вы оказываете давление из-за каких-то своих внутренних потребностей, и объективные причины здесь ни при чем. Попробуйте быть честной с собою — это очень важно.

Наличие расписания не только лишит вас радости во время кормления, но и заставит вечно дергать ребенка добиваться успехов в школе, развивать какие-то навыки, когда он к этому не готов. Вы будете мучить ребенка, даже не осознавая, что творите, потому что расписание помешает вам настроиться на ребенка и позволить ему самому разобраться, что ему надо.

Вы должны быть честны с собой, и если вы следуете расписанию, признайте его наличие, потому что это очень важно.

Комментарии запрещены.