МАМИНА КУХНЯ

Точка зрения ребенка ясельного возраста

Точка зрения ребенка ясельного возрастаЧтобы понять точку зрения ребенка в отношении кормления, давайте начнем с собственно стола. Поскольку ребенок в этом возрасте внезапно начинает действовать так, как будто даже знакомая еда стала для него новой и неизвестной, мы должны предполагать, что все это не просто так. Когда-то ребенок настолько радовался возможности есть самостоятельно, что положительно воспринимал любую положенную перед ним пищу.

Теперь же он стал совершенно другим.

Его психика уже развита настолько, что он может идентифицировать новое блюдо — и испытать в отношении него скептицизм.

Имейте в виду: настрой ребенка скептический, но не отвергающий. Таким образом ребенок учится воспринимать новую пищу.

Он будет наблюдать, как вы ее едите, и, возможно, в течение нескольких трапез. Затем он, может быть, позволит положить кусочек на свою тарелку, но не притронется к нему.

Снова в течение многих трапез. Потом он осторожно положит пищу в рот, чтобы затем выплюнуть.

Следующий абзац очень важен, поэтому читайте его медленно. Большинство родителей такие маневры детей вокруг еды расстраивают, потому что выглядят как отказ от еды. Но это не отказ — это детский способ привыкнуть к пище.

Ребенок кладет кусочек пищи в рот, осваиваясь таким образом с ее вкусом и консистенцией, затем выплевывает. Это действие он повторяет раз за разом в течение многих трапез.

Исследования, посвященные детям и их отношению к еде, свидетельствуют о том, что ребенок ясельного возраста производит одни и те же действия 5, 10, 15 и даже 20 раз, прежде чем привыкнет к пище настолько, чтобы ее проглотить.

Каждый ребенок знает, что взять пищу в рот — это одно, а проглотить ее — совсем другое.

Чтобы это понять, вспомните случай, когда вы клали в рот, скажем, мясо, и вдруг обнаруживали, что оно крайне неприятно на вкус. Как вы считаете, вам будет легко его проглотить?

Или вы предпочтете сплюнуть его в салфетку?

Теперь представьте, насколько трудным окажется справиться с новой пищей вашему ребенку, у которого к тому же нет никакой дополнительной информации о еде: он не знает, что это такое, откуда появилось на столе, как было приготовлено. Ребенок не может узнать о пище из разговора, у него нет иных способов понять, что это такое, кроме как оглядеть пищу, потрогать ее, сунуть в рот. Существует предположение, что скептицизм детей ясельного возраста является всего лишь механизмом выживания, возможностью отказаться от еды, которая может оказаться вредной.

А сейчас давайте рассмотрим опасности, которые поджидают ребенка ясельного возраста на пути к столу, а также его поведение за этим столом. Если раньше родители кормили ребенка по первому требованию, бросая все, чтобы дать малышу бутылочку или грудь, то сейчас пришла пора просить его подождать, пока не придет время общего приема пищи.

«Обед будет через 15 минут», — ободряем мы ребенка или говорим: «Потом доиграешь — пора обедать».

Просьбы подождать и еда в определенное время являются для ребенка большими переменами в жизни, и ему нужна помощь.

Как только малыш научится подходить к холодильнику и просить сока, неважно, какой язык он для этого использует, его приведет в замешательство, если он этот сок получит. Откликнувшись на его просьбу, вы предоставляете ему противоречивую и путаную информацию.

Вы говорите ребенку: «Ты должен научиться есть со стола, но ты также можешь есть, что хочешь, и в любое время».

Я осознаю, что для некоторых постоянно жующих взрослых невозможность поесть в любое время представляется жестоким наказанием.

Это неверно.

Таким образом вы учите ребенка справляться с приемом пищи.

Предлагая ему пищу на регулярной основе, вы ни в коем случае не заставляете его голодать. Имейте в виду: роль запланированных перекусов очень важна.

Они позволяют малышу приходить к общему столу умеренно голодным. Не забывайте о наших предыдущих темах обсуждения (и о тех, которые последуют дальше, тоже), касающихся планирования такого меню, которое должно располагать к себе малыша, поддерживать его. Последнее, и самое важное, что следует помнить: подлинная награда за обучение кроется в самой структуре семейных трапез и перекусов.

«Нарциссистское решение». Присоединение ребенка ясельного возраста к семейным приемам пищи дает ему доступ к социальному общению, которое происходит за столом.

Где найти лучшее место, куда бы регулярно собирались все члены семьи, чтобы поесть и поговорить?

Вашему малышу крайне необходимо быть частью всего этого.

Но только частью, а не центром внимания. Борясь за отделение и индивидуализацию, о которых мы говорили раньше, малыш одновременно проходит через то, что детские психологи называют «нарциссистскимрешением».

Нарцисс, как вы помните, был полубогом из греческой мифологии, настолько зацикленным на себе, что влюбился в собственное отражение в пруду.

У Нарцисса плохо получалось думать — он разрушил себя, зачахнув над собственным отражением.

Мораль истории такова: чтобы повернуть жизнь к лучшему, придется исправить некоторые свои привычки. Маленькие дети эгоцентричны, но так и должно быть.

Однако детям не идет на пользу, если взрослые поддерживают в них эгоцентризм. Когда ваш ребенок был младенцем, вы подчинялись его руководству в кормлении, делали то, что он хочет и в чем нуждается.

Вы бросали все, только чтобы следовать его графику кормлений; стараясь ему угодить, вы предлагали особую пищу.

Подобное обращение позволило ребенку настроиться на других людей и окружающую обстановку, помогло узнать, что вы любите его, и научиться любить в ответ. Ребенку же ясельного возраста вы показываете свою любовь другим способом, не пытаясь угодить, но обеспечивая руководство и устанавливая границы.

Конечно, ему все равно требуется ваше отдаваемое только ему внимание и выражение любви. Но вы выполните большую часть своих родительских обязанностей, если будете правильно реагировать на его эксперименты.

В процессе этих экспериментов попросите ребенка перестать изображать из себя звезду. Вместо того чтобы получать все, что и когда хочется, малыш научится есть те блюда, которые ест вся семья.

Наградой ему будет общение.

Он присоединится к более широкому социальному миру под названием «семья» и поймет, что для обретения счастья и комфорта не обязательно быть центром внимания. Если все пойдет хорошо, ребенок получит больше, чем потеряет.

Комментарии запрещены.